Статьи

Монументальная скульптура

 

monumentalnaya_skulptura_01Монументальная скульптура — один из основных видов изобразительного искусства. Она создается для конкретного пространственного окружения, и может быть вписана как в городской, так и в природный пейзаж. Характерной чертой монументальной скульптуры является, прежде всего, большой размер из которого следует обобщенность образа и единство содержания. Такое произведение создается не для кабинета одного конкретного человека, а для массового зрителя, и поэтому должно рассматриваться с почтительного расстояния, а значит, проработка мелких деталей не имеет смысла - именно поэтому мастера зачастую работают широкими плоскостями, намечая лишь общий образ.

Наиболее часто монументальная скульптура используется в виде памятников, посвященным великим историческим персоналиям или же важным историческим событиям. Во многом от выбора тематики зависит количество фигур: различают однофигурные (как например, памятник А.С.Пушкину на Площади Искусств в Санкт-Петербурге), конные (конная статуя Марка Аврелия в Древнем Риме), двухфигурные (памятник Минину и Пожарскому в Москве) и многофигурные (к таким можно отнести памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде) памятники.

monumentalnaya_skulptura_02Многофигурные композиции могут иметь центрическую форму, в которой вокруг главной фигуры размещаются второстепенные, или могут компоноваться свободно. Однако наиболее сложной является двухфигурная композиция: такой монумент воспринимается целостно, но при этом образован несколькими фигурами, а значит, он должен быть тщательно просчитан и выверен, чтобы фигуры скульптуры были равнозначны и не отвлекали внимания.

Что касается истории, то свое начало развитие монументальной скульптуры берет еще в Древнем Египте: Большой Сфинкс с лицом фараона Хефрена до сих пор охраняет погребальную пирамиду своего хозяина. Постепенно искусство стало отделяться от религии, и мемориальные функции оттеснили культовые и погребальные на второй план. Римляне уже стали прославлять своих властителей с помощью возведения им конных памятников, триумфальных арок, колонн и гипсовые панно, которые стали неотъемлемой частью античных городов. По этим образам и подобиям монументальная скульптура пришла и в ренессансные города. Долгое время традиции создания таких произведений оставались неизменными, однако на рубеже XX-XXI веков памятники сошли со своих монументов и встали на один уровень с живыми людьми - большой популярностью стали пользоваться «камерные» памятники-статуи, выполненные в натуральную величину.

monumentalnaya_skulptura_03Особенности размещения монументальной скульптуры определяют и пригодные для ваяния материалы. Чтобы памятник был долговечным и не разрушился от воздействия природных стихий, мастера отдают предпочтение камню (гранит, мрамор и т.д.), металлам (бронза) и, хотя и довольно редко, дереву. Во многом выбор материала зависит и от окружающей монумент среды, от эффекта, который он должен производить на зрителя. Древние славяне вырезали из деревьев гигантских идолов, которые располагались на культовых местах. Архитекторы уютных европейских городов выбирали бронзу, которая сливалась по цвету с окружающей средой и вписывала памятник в городское пространство. В масштабных мемориальных комплексах (как например национальный мемориал «Гора Рашмор» в Южной Дакоте, США или мемориальный комплекс «Аджимушкайские каменоломни» в городе Керчь) предпочтение отдавалось каменным массивам.

В отличие от садово-парковой скульптуры, монументальная скульптура прежде всего выполняет мемориальную функцию. Она наполняет города и природные ландшафты живой историей, к которой можно прикоснуться и изучить.

  

Читать статьи о лепнине