Статьи

Архитектурные течения в XX веке

xx_vek_1Подчиняясь идеологическому развитию стран соцлагеря и капиталистических государств, искусство в полной мере отображало процессы, происходящие в обществе. Модерн оказался "не при делах" - чрезмерная декоративность и украшательство скорее отображали личные вкусы буржуазии, чем требования эпохи. Постепенно избавляясь от всего лишнего, архитектура модерна движется в сторону рационализма.

Бурный рост крупных промышленных центров и внедрение в строительную практику новых материалов, в частности железобетона, ставили перед архитекторами иные, чем раньше задачи. Они увидели эстетику нового времени в сочетании чистых объёмов и форм, подчинённых строгим пропорциям. Все внутренние помещения проектировались исходя из чисто практических соображений, лишёнными всякого украшательства во имя уменьшения их стоимости. Так возник функционализм. Но в чистом виде, отделённый от других видов искусств, просуществовал недолго.

Большой вклад в формирование нового декора внёс Фернан Леже, известный  французский экспрессионист, украсивший множество общественный зданий своими керамическими рельефами, панно и мозаиками. Примером синтеза модернистской архитектуры и декоративно-прикладных искусств является небольшая церковь в Асси: архитектор Поварина М., мозаика Ф.Леже, фаянсовые панно А.Матисс, витражи Ж.Руо, текстиль Ж.Люрса.

xx_vek_2В 30х гг. XX века художественные традиции крупнейших государств Европы полностью подчиняются давлению сверху. В странах, где установились тоталитарные режимы правления, посредством навязывания эстетических и идеологических ценностей идёт активная пропаганда среди населения. И она приносит свои плоды. С целью подчеркнуть и возвысить существующее положение вещей, в архитектуру вновь вторгаются монументальность, торжественность нарядность и помпезность.

«В основу развития пролетарской архитектуры может и должна быть положена в первую очередь классическая архитектура» - писали теоретики от искусства. Возрастающий интерес к прекрасным образцам русской архитектуры, подчинённый социалистическим идеалам, рождает сталинский неоклассицизм. Ему свойственны:

  • театральность, нарядность, торжественность;
  • строительство архитектурных ансамблей вдоль крупнейших улиц;
  • использование классической ордерной системы;
  • увеличение внутреннего пространства здания, а вместе с тем и его внешних пропорций; 
  • декорирование скульптурами, лепниной интерьеров и экстерьеров - зачастую сочетание классический образцов и социалистических мотивов; широко применяются гранит, мрамор, бронза, золочение; 
  • в интерьерах - массивная резная мебель, большое количество текстиля, объектов декоративно-прикладного творчества, гипсовые плинтуса.

xx_vek_3Так же в огромном количестве в скульптурных мастерских создаются памятники и монументы, и сегодня стоящие на самых главных. Стоит отметить, что процесс создания городской среды был централизован и строжайше регламентировался. По утверждённым образцам создавались многочисленные копии, поэтому отдельные районы многих городов похожи между собой как две капли воды. В Санкт-Петербурге ознакомиться с ансамблевой застройкой в стиле сталинского неоклассицизма можно на Московском проспекте (начиная от м. Электросила), в районе станций метро Ломоносовская и Нарвская, на улице Савушкина, а также на Васильевском острове и Петроградской стороне.

С 60х гг. архитектурная мысль в СССР возвращается в сторону конструктивизма, но приобретает новый окрас. Вместо изящных точных по соотношению форм, здания строят нарочито грубые, тяжеловесные, огромные по размерам. Это течение называется брутализмом, и единственная декоративная его составляющая это подчёркнутая фактура строительного материала в сочетании сто строжайшими пропорциями строения в целом.

В наши дни архитекторы и дизайнеры имеют возможность создавать всё что угодно, не придерживаясь никаких рамок. И самое распространённое решение интерьера - эклектика.

Читать статьи о лепнине