Статьи

Скульптура на примере зодчества Санкт-Петербурга

kruglaya_skulpturaСкульптура — это вид изобразительного искусства, выполняемый из твердых материалов   и имеющий объёмную форму. Основными ее объектами являются человек и представители животного мира. Скульптура, как и любой другой вид искусства, разделяется по жанрам: портрет, бытовые, исторические, тематические, аллегорические, мифические изображения и т.д.

Выделяют два типа скульптуры:

  • Круглую
  • Рельефную

К круглой скульптуре относятся произведения, осматриваемые со всех сторон и не соприкасающиеся с плоскостью. Их можно (и, порой, нужно) обойти, чтобы оценить произведение со всех сторон.  А рельефная скульптура  располагается на плоскости. Рассматривается она обычно фронтально.

Круглая скульптура была особенно популярна в Древней Греции и Риме. В средние века интерес к ней несколько угас, но она обрела «вторую жизнь» в эпоху Возрождения. Одним из первых произведений, вернувших ее к жизни, была статуя Давида (Донателло, 1408-1409 гг.).

Круглая скульптура по своему назначению делится на:

  • Монументальную
  • Монументально-декоративную
  • Станковую
  • Скульптуру малых форм

Рассмотрим каждый из типов на примерах произведений, представленных в Санкт-Петербурге.

Монументальная скульптура

maket_pamyatnika_petru_iМонументальные скульптуры, как правило, посвящены значительным историческим событиям или имеют культовое мемориальное значение. Их характерными являются крупные масштабы, гармония с архитектурно-пространственным окружением.  К ней мы можно отнести памятники, мемориальные ансамбли.

Наверно, одним из самых известных произведений искусства в Санкт-Петербурге, которое относится к монументальной скульптуре, является «Медный всадник»— памятник Петру I. Это работа французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, выполненная в 1768-1770 гг. Голову Петра лепила его ученица, французская портретистка Мари-Анна Колло. Змею вылепил русский скульптор Федор Гордеевич Гордеев. В 1778 году Фальконе пришлось покинуть Россию, а работы по завершению памятника были поручены известному архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену. Памятник был открыт 7 августа 1782 года.

В первую очередь Фальконе хотел показать Петра I не как полководца-победителя, а как сильную личность. Император изображен в подчёркнуто динамическом состоянии. Постамент в виде громадной скалы — символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея  — «враждебные силы», которые он с легкостью побеждает.

Монументально-декоративная скульптура

monumentalnaya_skulptura_memorial_pobedyМонументально-декоративная скульптура используется в оформлении фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, создает целостность восприятия садово-паркового ансамбля. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, порталы, лепные плафоны, панно).

Одним из ярчайших образцов монументально-декоративной скульптуры являются фигуры и рельефы на здании Адмирал­тейства в Санкт-Петербурге (1806- 1823 гг., архитектор А.Д.Захаров). Рельефы во фронтонах боковых портиков изображают греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. У Центральной арки выстроен фланг из стоящих на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы. На углах первого яруса мы видим фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой установлены 28 скульптурных символов: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света и др.

Станковая скульптура

stankovaya_skulpturaСтанковая скульптура включает различные виды скульптурной композиции— голова, бюст, фигура, группа; различные жанры — портрет, сюжетный, символический, аллегорический или анималистический. Произведения станковой скульптуры рассчитаны на то, что их будут рассматривать с близкого расстояния. Именно поэтому считается, что эти произведения как бы «ведут диалог» со зрителем. Они порой даже более интимны. Каждый отдельный человек может увидеть, например, в бюсте что-то свое, то, что поймет именно он.

Примеров данного вида скульптуры в Санкт-Петербурге бесчисленное множество. Гуляя по Эрмитажу и рассматривая будь то бюст Апостола Павла (А.Альгарди, 1640-е гг.) или Портрет Вольтера в тоге (Ж.А.Гудон, 1778 г.), Портрет императора Петра I (Б.К.Растрелли,1723-1729 гг.) или статую Стреляющего Амура (Ф.Ж.Бозио, 1808 г.), вы неизменно прикасаетесь к произведениям станковой скульптуры.

Скульптура купить спб в нашей компании.

Рельефная скульптура подразделяется на следующие виды:

  • Барельеф
  • Горельеф
  • Контррельеф

Барельеф

Барельеф — это вид скульптурных произведений, в которых выпуклое изображение выступает над плоскостью не более, чем на половину своего объема. В переводе с французского термин «барельеф» означает «низкий рельеф». Этот вид скульптуры был распространен в древнем мире и часто применялся для украшения фронтонов храмов. Барельефы выполнялись из различных материалов, таких как гипс, камень, глина. Иногда их отливают из бронзы.

В Санкт-Петербурге можно увидеть множестве примеров рельефной скульптуры. Например, Летний дворец Петра I украшают 29 барельефных произведений, прославляющих в аллегорической форме деяния императора, победу в Северной войне и обретение Россией выхода к морям. Основная часть барельефов выполнена по эскизам или самим берлинским архитектором Андреасом Шлютером, руководившим строительством дворца. Среди наиболее известных композиций: «Амур на дельфине», «Амур на морском льве», «Аполлон и Дафна», «Минерва, окруженная военными трофеями», «Персей и Андромеда» и др.

Горельеф

gorelef_isaakievskogo_soboraГорельеф — это скульптурное произведение, в котором изображение выступает над плоскостью на половину и более от своего объема. Некоторые элементы могут быть совершенно отделены от плоскости. В переводе с французского «горельеф» означает «высокий рельеф». Этот вид скульптуры довольно часто использовался в архитектуре для изображения пейзажей или многофигурных сцен (например, битв или мифологических сюжетов).

Одним из самых ярких образцов использования горельефов в декоре является Исаакиевский собор (1819-1858 гг., архитектор О.Монферран). Четыре фронтона украшены скульптурными композициями: северный портик — горельефом «Воскресение Христа» (1839-1843 гг., скульптор Ф.Лемер), южный — «Поклонение волхвов» (1839-1844 гг., скульптор И.П.Витали), западный — «Исаакий благословляет императора Феодосия» (1842-1845 гг., скульптор И.П.Витали), восточный — «Исаакий Далматский, останавливающий императора Валента» (1841-1845 гг., скульптор Ф.Лемер). Не менее известен памятник Николаю I (1856-1859 гг., скульптор П.К.Клодт, архитектор О.Монферран), пьедестал которого увенчан горельефами в честь знаковых событий периода царствования императора (восстание декабристов в 1825 году, холерный бунт на Сенной площади в 1831 году, награждение Сперанского за первый свод законов в 1832 году, открытие Веребьинского моста в 1851 году).

Контррельеф

Контррельеф является видом углубленного рельефа, который часто используется как матрица для создания барельефа. Он представляет собой некое подобие негатива барельефа. В переводе с французского «сontra» — против. Контррельефы часто использовались в античном искусстве, в частности в зодчестве Древнего Египта.

Контррельефы менее распространены в зодчестве северной столицы, однако до сих пор являются востребованным приемом оформления. Например, памятник А.А.Ахматовой с углубленным рельефом-тенью поэтессы, открытый в 2006 году в садике Шереметьевского дворца (скульпторы А.В.Иванов, М.Ш.Цхададзе, архитектор В.Б.Бухаев).

Читать статьи о лепнине