Статьи

Классицизм в архитектуре

inzhenernyj_zamokКлассицизм — направление в искусстве XVII-XIX веков. Название стиля происходит от латинского classicus — образцовый. В основе классицизма стоит рационализм. В эту эпоху считалось, что все произведения искусства должны быть построены по строгим канонам, во всем должна прослеживаться логика. В каждом творении, будь то музыка, литература или архитектура, классицизм отбрасывает все лишнее, индивидуальное и временное, оставляя незыблемое и вечное. Многие каноны, на которые опирался классицизм, берут свое начало в древнем мире.

Архитектуре классицизма свойственна простота, ясность, выдержанность, строгость, гармония, монументальность. Его основой стал ордер, в своих пропорциях и формах близкий к античному. Черты архитектуры классицизма стали появляться конце эпохи возрождения. Венецианец Палладио был одним из первых, кто стал ориентироваться в своем творчестве на классицизм. Мастера были настолько вдохновлены формами античной архитектуры, что даже при строительстве частных особняков ориентировались на храмовое зодчество древнего мира.

katalnaya_gorkaОсобенностью архитектуры классицизма является симметричность и ориентация на «золотое сечение». Стены использовались как гладкие поверхности, которые разделяли четкие, симметрично расположенные объемы. Мастера этой эпохи никогда не прибегали к пространственной иллюзии с целью искажения пропорций здания. Нужно также учесть, что помимо архитектуры как таковой, классицизм можно проследить и в ландшафтном дизайне того времени. Все растения, находившие в дворцово-парковых ансамблях, имели определенную четкую форму, создавали строгие формы и границы, обязательно вписывались в общую картину и не входили в контраст с самой постройкой.

Необходимо сказать несколько слов и о внутреннем убранстве помещений. Здесь прослеживались те же принципы: ясность пространственных членений, мягкость цветов. Отделение реального от иллюзорного в интерьере достигалось путем использования перспективных эффектов в монументально-декоративной живописи. Естественно, отголоски эпохи барокко и рококо сказались на декоре помещений, но в период классицизма украшения не отвлекали все внимание на себя. Например, лепнина из гипса могла быть представлена гладким гипсовым карнизом, который с одной стороны не был акцентом в интерьере, но в то же время придавал четкую визуальную форму помещению. Не будем забывать о том, что пластика классицизма, в которой преобладали замкнутые одноцветные объемы, обычно рассчитанные на фиксированную точку зрения, отличалась сглаженной моделировкой и стабильностью форм.

novyj_i_staryj_ermitazhВ России классицизм в основном представлен в постройках Санкт-Петербурга. Эта эпоха нашла свое отражение в зодчестве целой плеяды архитекторов, среди наиболее известных памятников: Большой Гостиный двор (1761-1785 гг., арх. Ж.Б.Валлен-Деламот), Катальная горка в Ораниенбауме (1762-1774 гг., арх. А.Ринальди), Императорская академия художеств (1764-1788 гг., арх. А.Ф.Кокоринов и Ж.Б.Валлен-Деламот), Мраморный дворец (1768-1785 гг., арх. А.Ринальди), Старый Эрмитаж (1771-1787, арх. Ю.М.Фельтен), здание Академии Наук (1783-1789 гг., арх. Дж.Кваренги), Таврический дворец (1783-1789 гг., арх. И.Е.Старов), Инженерный (Михайловский) замок (1797-1801 гг, арх. В.И.Баженов), Здание Биржи (1805-1816 гг., арх. Ж.-Ф.Тома де Томон), Дом князя А.Я.Лобанова-Ростовского (1817-1820 гг., арх. О.Монферран), Министерство Иностранных дел (1819-1829 гг., арх. К.И.Росси), Новый Эрмитаж (1842-1851 гг., арх. Л.Кленце).

Купить скульптуру в Санкт-Петербурге в компании ООО "ДАК".

Санкт-Петербург по праву называют столицей русского классицизма. Стоит только выйти на улицу и вот они: строгие, монументальные здания правильной формы, при взгляде на которые не возникает ни капли сомнения, к какому именно стилю они принадлежат.

Читать статьи о лепнине