Статьи

Эпоха ампира

isaakievskij_soborАмпир — художественный стиль, который сложился во Франции в начале XIX века.

Во времена правления Наполеона Бонапарта искусство считалось одним из способов прославления императора и его военных подвигов. Это привело к тому, что, как и при Людовике XIV, искусство подверглось строгому государсвенному регулированию и цензуре. Излюбленными архитекторами Наполеона были Шарль Персье и Пьер Фонтен, которые вдохновленные идеями Давида, широко использовали стиль ампир для оформления дворцовых и усадебных ансамблей (Фонтенбло, Версаль, Тюильри).

Среди художественных особенностей стиля ампир следует выделить:

  • широкое применении ордерной системы ;
  • противопоставление больших плоскостей стен концентрированным декоративным деталям ;
  • преобладание прямолинейных очертаний, массивных геометрических объемов.

Однако ампир коренным образом отличается от архитектуры раннего классицизма. Наполеон стремился увековечить свои подвиги во всем блеске, окутав их ореолом славы, присущей римским императорам. Если свободно возникший классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано использовать архитектурные формы Древнего Рима.

admiraltejstvoНаполеоновский ампир можно охарактеризовать, как стиль жесткий и холодный. Однако, архитектура позднего классицизма, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, была достаточно романтична.

Новое течение нашло свое отражение архитектуре России. Создателем петербургского ампира считается "русский итальянец" К. Росси, который смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля. После Отечественной войны 1812 года в России начали появляться новые здания, величественные фасады которых выражали силу и мощь государства. Памятники, карниз с подсветкой, фронтоны обильно декорировались геральдической символикой, изображениями львиных морд или военной атрибутикой. Санкт-Петербург украсил целый ряд шедевров зодчества в стиле ампир (или позднего классицизма), в том числе Казанский кафедральный собор (1801-1811 годы, архитектор А.Н. Воронихин), Главное Адмиралтейство (1806-1823 годы, архитектор А. Д. Захаров ), Нарвские триумфальные ворота (1827-1834 годы, архитектор В.П. Стасов), Александровская колонна (1834 год, архитектор О. Монферран), Исаакиевский собор (1819-1858 годы, архитектор О. Монферран).

kazanskij_soborОсобое влияние ампир оказал на оформление интерьеров. Благодаря этому стилю помещения стали декорировать колоннами, а также крупными декоративными элементами, так как ампир признавал только величие и помпезность. Именно поэтому мастера часто прибегали к созданию деталей убранства из гипсовой лепнины . Однако лепниной декор использовался не только для украшения внутреннего пространства, но и на фасадах зданий.

Эпоха ампира закончилась в середине XIX века, когда он сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.

Читать статьи о лепнине