Статьи

История барокко в России

Барокко – стиль, появившийся в искусстве в 16-17 вв в Италии.  Для него характерны пышность, грандиозность, игра света и тени, сочетание различных форм, материалов и фактур. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали рассматриваться, как единое целое. Дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность, словно вливаясь в окружающее пространство. Часто встречались развернутые масштабные колоннады, гипсовая скульптура в изобилие втречалась на фасадах и в интерьерах, большое число раскреповок, рустованные колонны, пилястры. Купола приобрели сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Святого Петра в Риме. Характерные детали эпохи барокко — теламон, кариатида, маскарон.

В России барокко появилось в XVII веке («нарышкинское барокко). В XVIII веке во время правления императора Петра I  барокко получило развитие в Санкт-Петербурге и пригородах. «Петровское барокко»  нашло свое отображение в творчестве Д. Трезини (здание Двенадцати коллегий, летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской церкви и т.д.), более того являлось преобладающим течение в зодчестве в 1703-1740 годах. Значительное влияние на архитектуру Санкт-Петербурга того времени также оказывала немецкая и голландская рациональная, но сдержанная в формах архитектура. Поэтому здания петровского барокко отличались от современного ему итальянского и французского барокко. В этот период в городе строились в основном простые и внешне незатейливые здания. Лепнина, колоннады, портики практически не применялись. Иногда элементы архитектурных ордеров лишь обозначались на фасаде, выделенные белым цветом на интенсивном красном, розовом голубом фоне.

Своего расцвета барокко достигло во время правления Елизаветы Петровны в творчестве С.И. Чевакинского (Николо-Богоявленский морской собор, Царско-сельское дворцовое правление и т.д.)  и Б. Растрелли (нижние конюшни в Царском селе, Собор Смольного монастыря, дворец Разумовского и т.д.). Елизаветинское барокко отличала тяга к роскоши, что как нельзя лучше соответствовало  идеям западноевропейского барокко. В этот период в столице возводились крупные церкви, соборы, дворцы, усадьбы, архитектуре которых характерны разнообразие декоративного убранства, живописность, пластичность форм. Интерьерам того времени свойственна причудливость, фантастические мотивы, обилие лепных и резных украшений, зеркал. Элементы архитектурных ордеров рельефно выступали на фасадах и внутренних стенах, на потолках выполнялись живописные плафоны.

Время барокко в России стало золотым временем для лепного декора. Именно на этот период пришелся небывалый пик интереса к лепнине из гипса. Барочный лепной декор смягчил прямые линии стен и заменил их характерными полукруглыми очертаниями.  

В последующие века барокко неизменно возвращалось в интерьеры парадных залов и резиденций, так как именно этот стиль символизирует богатство и роскошь. Дизайн современных интерьеров также может быть выполнен в духе того времени. Однако следует помнить, что этот стиль не подойдет для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают много места. В тоже время можно воссоздать этот стиль, используя некоторые стилизованные детали, например статуэтки или декоративные панно с растительным орнаментом.

Читать статьи о лепнине