Статьи

Архитектурные ордера

arhitekturnye_ordera_1Архитектурный ордер –  вид архитектурной композиции, художественно переработавшей стоечно-балочную конструкцию и имеющей определенный состав, форму и взаиморасположение элементов. Также к ордерам относятся художественные системы Древнего Египта.

Египетский ордер – первый в своем роде, он же стал прототипом греческой ордерной системы. Египетская архитектура очень символична и насыщенна огромным количеством знаков  и оберегов, которые должны были охранять египтян от злых духов и помогать им в их ежедневных заботах, поэтому и значение своеобразного египетского ордера чрезвычайно высоко, а его формы разнообразны и связаны с религиозной культурой египтян.

Для периода Древнего царства (ок. 2707 – 2150 гг. до н.э.) характерны простые опоры: зачастую квадратного сечения, без капители. Ствол опоры был обильно украшен орнаментами с иероглифами - древнеегипетскими рельефами. Однако постепенно колонны геометрически правильных форм потеряли свою популярность, и к периоду Нового царства (ок. 1582—1070 гг. до н. э.) уже были полностью заменены колоннами с растительными мотивами. К этому времени архитектура стала уже гораздо более монументальной, поэтому и все элементы стали более грузными, а формы – гладкими, упрощенными.

Основные типы колонн египетского ордера: папирусообразная, пальмообразная, с капителью в виде головы богини Хатхор (хатхорическая); редко применялись лотосообразные колонны и колонны с капителью в виде перевернутого колокола; сложная/композитная капитель появилась в Поздний период (664—332гг. до н. э.).

Классические ордера появились и сформировались в Древней Греции еще в архаический период (VII век до н.э.), а понятие «ордер» (от лат. Ordo – строй, порядок) впервые прозвучало в трактате «Десять книг по архитектуре» Витрувия (вторая половина I века до н.э.).  Изначально главной целью греческой архитектуры было храмовое строительство, традиции которого значительно отличались от храмового строительства Древнего Египта: на смену огромным величественным постройкам пришли небольшие строения, двускатные крыши которых поддерживали, обычно, два ряда колонн.

Существует пять основных типов классических ордеров:

  • arhitekturnye_ordera_2Дорический ордер пришел на территорию Греции из дорических племен. Дорические колонны – самые простые. Капитель представляет собой круг увенчанный квадратом, а сама колонна не имеет базы. Дорический ордер считался мужским из-за своей мощности, лаконичности и монументальности. Одним из самых известных примеров использования этого стиля является, пожалуй, самое известное и широко изученное строение на планете – афинский Парфенон. Храм Гефеста в Афинах также хорошо демонстрирует возможность использования дорического ордера.
  • Ионический ордер появился в середине VI века до н.э. на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря в Ионии. Колонна такого ордера выше дорического, благодаря чему она выглядела стройнее. Еще одной особенностью ионических колонн стал энтазис, благодаря которому при взгляде на колонну казалось, что она абсолютно прямая, в то время как она имела максимальное утолщение в нижней трети и максимальное сужение в верхней части. База такой колонны очень большая и как будто состоит из нескольких сложенных друг на друга колец. Такой утонченный и изысканный ордер использован в храме Ники Аптерос в Афинах и в храме Афины Эфесской, признанном одним из семи чудес света.
  • Коринфский ордер возник позже других. Он отличается наибольшей декоративностью, достигающейся благодаря обилию декоративных элементов в виде цветов и акантовых листьев. Он имеет такую же базу, как и ионический ордер и энтазис. В отличие от дорических и ионических колонн, служащих опорой для наклонных крыш, коринфские колонны поддерживают плоские крыши.
  • Композитный ордер сочетает в себе элементы коринфского и ионического ордеров. Наибольшее распространение получил в Древнем Риме.
  • Тосканский ордер появился в Древнем Риме и является разновидностью дорического ордера: его отличает гладкий фриз и колонна без каннелюр.

Современные способы декора не ограничивают заказчика в выборе того или иного стиля для оформления своего помещения, вероятно, поэтому египетский и греческий стили стали так популярны в последние годы. Элементы того или иного стиля время от времени появляются в различных приватных интерьерах, а оформления некоторых общественных пространств полностью повторяют древние образцы, создавая своеобразное окно в прошлое. Стилизованные под египетские, расписанные рельефы, выполненные из гипсовой лепнины, помогут привнести в помещение экзотику дворца фараона, а пилястры купить или невысокие гипсовые колонны, используемые как постамент для небольших скульптур, создадут ощущение пребывания в античной вилле.

Читать статьи о лепнине