Статьи

Лепнина в русском зодчестве

zodchestvu_peterburgaВ России гипсовая лепнина появилась сравнительно недавно - начальной датой принято считать XVII век. Петр I, поставивший своей целью сделать Россию мощнейшей мировой державой, не жалел средств на строительство новой столицы, и приглашал на работу лучших западных мастеров, которые создавали облик Санкт-Петербурга и наполняли его культурой и традициями  европейских государств, так любимых новым императором.

Лепнина из гипса в то время была довольно дорогим материалом, поэтому позволить себе таким образом украсить свое жилище могли не многие. Именно поэтому основными заказчиками такого декора были члены императорской семьи и дворяне.  В то же время это был именно тот материал, который позволял воплотить самые изящные и сложные проекты в жизнь – за счет своей природной мягкости и легкости в обработке гипс мог принимать и сохранять любую форму.

zimnij_dvorecПервый лепной декор появляется в убранстве дворца губернатора новой столицы – Александра Даниловича Меншикова – и относится к стилю петровского барокко. Фонтана и Шнедель, благословленные  Меншиковым, не жалели средств на отделку: из-за границы привозились лучшие материалы, а к работе были привлечены выдающиеся русские мастера. Анфилады парадных залов второго этажа, в которых Петр I проводил посольские приемы, представляют собой замечательные примеры использования гипсовой лепнины в русском зодчестве: колонны, пилястры, ажурные гирлянды и карнизы, дополнительно покрытые в отдельных местах сусальным золотом, без сомнения производили неизгладимое впечатление на иноземцев.

В стиле елизаветинского барокко был возведен архитектором Растрелли Зимний дворец в Петербурге.  Как и в Меншиковском дворце, на втором этаже расположены парадные залы и спальни членов императорской семьи. Отделкой царских апартаментов занимались выдающиеся архитекторы: Чевакинский, Фельтен, Валлен-Деламот, Ринальди, а позже Старов и Кваренги.  Именно в этом дворце декорирование помещений гипсовой лепниной достигло своего апогея, и это не случайно: императорский дворец, являвшийся не только домом для большинства представителей семьи Романовых, но и служивший для торжественных приемов и балов, должен был поражать своей роскошью и богатством. Сложно найти хотя бы одну комнату на втором этаже, не украшенную  лепниной из гипса – гирлянды с военными атрибутами в Пикетном зале, фриз с орнаментом из акантовых листьев в Гербовом зале, гипсовая скульптура в Двенадцатиколонном зале и т.д.

В середине XVIII века в России развивается классицизм. Именно в этот период гипсовый лепной декор становится более сдержанным, не занимая собой все поверхности стен и потолка, а всего лишь подчеркивая простоту интерьера изящными рельефными панели, обрамлениями дверных и оконных проемов.

dom_kompanii_zingerВ XIX веке в Россию приходит стиль ампир, главными чертами которого стала военная тематика: лепной декор в первую очередь должен был подчеркнуть мощь и силу государства. Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, построенное в 1823 году архитектором Захаровым, является одним из самых выдающихся строений русского ампира. Лепной декор на военную тематику не только не становится лишним в этом строении строгих форм, но и более того, подчеркивает всю мощь Государства Российского на море.

К концу XIX века в стране сложилась сложная политическая ситуация: простые люди были не довольны царской властью и готовились к революции, атмосфера беспокойства и напряженности витала в высших слоях общества. Как следствие в сложившейся ситуации стал застой в культурной жизни общества. Знать больше не строила себе дворцов и особняков, интерьер стал более строгим и функциональным. Гипсовая лепнина перестала быть популярной и востребованной, однако ненадолго.

morskoj_nikolskij_soborС середины 30-х гг. до середины 50-х гг. XX века в русском зодчестве доминировал так называемый стиль «сталинского ампира», одной из основных черт которого было широкое использование гипсовой лепнины в оформлении общественных интерьеров.

В настоящее время, гипсовая лепнина становится все более и более популярным способом оформления как общественных, так и личных пространств: с помощью использования мягкого и податливого материала можно превратить любое помещение в своеобразное окно в прошлое.

Читать статьи о лепнине