Статьи

Изготовление лепнины. Мастер-класс «Зеркало»

Цитата из культового советского фильма «Бриллиантовая рука»: «А у Вас есть точно такой же, но с перламутровыми пуговицами?», - очень часто находит свое отражение в реальной жизни. Но в большей степени касается не столько одежды, сколько оформления своего жилища, так как ремонт мы затеваем всерьез и надолго. Хочется все сделать идеально, а тут то размер не тот, то цвет, то достаточно странная форма. Как найти выход? Индивидуальный дизайн и изготовление под заказ – вот рецепт покупки «перламутровых пуговиц». Тема сегодняшнего мастер-класса «Изготовление лепнины на заказ».

1. В поисках вдохновения.

На первом этапе мы должны утвердить эскиз. Определиться с тем, какое изделие мы хотели бы получить в итоге, согласовать размеры и цвет. В нашем случае Заказчица вдохновилась коллекцией американского дизайнера и захотела заказать реплику зеркала, но с подходящими себе размерами. Поэтому в-первую очередь мы проанализируем доступную информацию и скачаем графические файлы, которые в дальнейшем нам пригодятся для моделировки.

master klass zerkalo 01

2. Выбор техники и планирование процесса изготовления

Глядя на утвержденный проект, для создания формы зеркала отдаем предпочтение технике лепки. Сначала лепим изгибы, а лишь потом нанесем фактуру. Так как в оригинале поверхность покрыта полусферами диаметром 2 мм, вручную слепить каждый кружок будет практически невозможно. Ищем подходящие модели полусфер, а в это время начинаем набирать массу в пластилине. Каждый фрагмент моделируется отдельно для того, чтобы максимально точно задать направление граней.

master klass zerkalo 02

3. Перевод из мягкого материала в твердый (черновая модель)

Кусочки модели в пластилине формуем (данный процесс более подробно рассмотрим ниже) и отливаем в гипсе. Твердый материал позволяет вышкурить поверхность до идеального состояния, подрезать места стыковки, чтобы они соотносились по высоте. Так как наша модель симметричная, нам не нужно делать целиковое зеркало, мы выбираем повторяющийся фрагмент (в нашем случае это ровно половина) и будем работать только с ним.

master klass zerkalo 03

4. Подготовка чистовой модели

Приступаем к изготовлению чистовой модели – это законченное изделие в финишном качестве для последующей формовки и тиражной отливки. Так как мы разделили процесс создания формы и фактуры, то соответственно и моделей у нас будет несколько. Для работы используем высокопрочный скульптурный гипс Самарского комбината ГВВС-16. Завершаем работу над формой: приклеиваем фрагменты на гипрок, догипсовываем стыки, вышкуриваем. Может оставить так? Форма уже видна, и она уже привлекает внимание! Для того, чтобы к раме приклеить зеркало, нам нужно оставить под него место, соответственно между 4 и 5 этапом мы добавим к модели полочку.

master klass zerkalo 04

5. Формовка ½ модели

Полученную половину модели формуем. Для этого покрываем изделие грунтом (мы отдаем предпочтение природной смоле «шеллак», просим не путать с маникюром), затем разделителем и слоями наносим силикон. Так как требуется разовая отливка, используем недорогой материал Alcorsil 325. Разводим по инструкции на 100 гр базы 4 гр катализатора и наносим тонкими слоями. Время схватывания каждого слоя 2-3 часа. В конечном итоге нужно получить слой силикона не менее 5 мм. Для жесткости набрасываем кожух. В классическом исполнении для этого используется гипс, хотя сейчас много полимерных материалов, но для одноразовой формы это нецелесообразно.

master klass zerkalo 05

6. Задание фактуры

Вот мы и подошли к наиболее длительному и ответственному этапу – нанесению рельефа на наше зеркало. Оказалось, что поиск полусфер достаточно сложное дело! Пробуем все от шариков для подшипников до стразов для ногтей! Решение найдено – покупаем искусственный жемчуг для тканей. Грунтуем поверхность модели для улучшения схватывания и начинаем приклеивать полусферы по направлению изгиба граней. Для этого используем клей ПВА и кисточку для «нанизывания».

master klass zerkalo 06

7. Подготовка модели с фактурой

Клеим! Это долгий и творческий процесс! 100, 200, 1000, 2000… 4000… Все! Дальше считать нет сил! Для того, чтобы придать фактуру нашему зеркалу, приклеено около 4500 жемчужин! Просто безумие! Самое сложное – пройти все боковые грани и равномерно распределить точки. Второй раз готовим модель к формовке. Мы все также формуем ½ зеркала, но уже с приклеенными полусферами. Действуем аналогично пункту 4: фиксируем изделие на гипроке и переходим к формовке.

master klass zerkalo 07

8. Формовка ½ модели с фактурой

Данный этап аналогичен пункту 5. Если говорить о технологии, то первые два слоя мы тщательно промазываем кистью, забираясь во все углубления, для того, чтобы на форме не было пузырей. Следующие пласты силикона наносим по технологии. Важен также последний слой, его также удобней промазать чтобы максимально сгладить неровности на резине, так как это в дальнейшем облегчит работу с кожухом.

master klass zerkalo 08

9. Отливка ½ зеркала

Отливаем две половинки нашего зеркала. Так как выбрана достаточно сложная фактура – полусферы, которые сами по себе склонны к образованию пузырьков, подходим к этому процессу максимально ответственно. Чтобы уменьшить количество пузырей после заливки формы пробиваем кистью всю площадь заливки, выгоняя таким образов воздух, и простукиваем форму. В таких случаях работу может облегчить наличие вибростола.

master klass zerkalo 09

10. Подготовка модели 1/1 и чистовая формовка

Приклеиваем два полученных отливка на гипрок и подмазываем место примыкания. Чтобы стыковка была незаметна, необходимо выровнять фактуру – в нашем случае добрать недостающие жемчужины. После этого выполняем все работы по подготовке и формовке аналогично пунктам 5 и 8. Таким образом за время работы мы выполнили формовочные работы 4 раза: фрагментов, ½ модели с фактурой и без, а также целого зеркала на данном этапе.

master klass zerkalo 10

11. Финишная доводка

Отливаем готовое изделие с учетом рекомендаций из пункта 9. Шпателем по заранее заложенной полочке выбираем гипс под зеркало. Далее предстоит самая кропотливая работа - отмазка пузырей и дефектов при отливке. Работу выполняем тем же материалом, из которого изготовлена рама – гипсом марки ГВВС-16. Таким образом достигается однородность материала без потери характеристик прочности конечного изделия.

master klass zerkalo 11

12. Покраска

Приступаем к заключительному этапу работ. Тщательно грунтуем раму (шеллком или грунтом, соответствующим типу краски). С учетом представленного Заказчиком образца мы отдали предпочтение аэрозольным акриловым краскам. Покрываем изделие несколькими цветами – темной бронзой в качестве базы и золотом, в качестве финишного слоя. Выдерживаем интервал около часа до отлипания между слоями. Осталось совсем немного – закрепить петли и приклеить зеркало в раму.  Готово! Любуемся работой и собой в отражении!

master klass zerkalo 12