Статьи

Резьба по ганчу

Ганч, или алебастр – материал, получаемый из горных известковых пород путем их обжига и измельчения, используется для изготовления резных изделий декорирования интерьера и фасадов зданий.

Традиции резьбы по ганчу зародились в Среднеазиатских странах (Таджикистан, Узбекистан) в начале нашей эры. Ввиду отсутствия других строительных материалов в этих засушливых районах все города строились преимущественно из природной глины. Декоративные элементы зданий выполнялись из более мягкого и эластичного материала – ганча.  Мастера превращали его в настоящее кружево, которое служило украшением мечетей, дворцов, домов знати. В жилище декор был менее замысловатым, но вносил легкость и воздушность.

Памятники архитектуры с резными фасадами и интерьерами можно увидеть в исторических центрах Самарканда и Ташкента (Узбекистан), Хульбука (Таджикистан).

Древнейшими образцами ганчкорного искусства считаются элементы резьбы, найденные в развалинах дворца Саманидов (X век) на городище Афрасиаб под Самаркандом. Медресе Шер Дор (в переводе «медресе со львами») в Самарканде является одним из лучших памятников города. Вход в нее богато украшен мозаикой, росписью и резьбой.

В Ташкенте, столице Узбекистана, ганчевой резьбой украшены залы Академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои. В нем гармонично сочетаются европейский и национальный узбекский стили. Основной элемент орнамента – «гирех» («узел»). Переплетения растительных и геометрических мотивов образуют сложные узоры. Самые замысловатые сплетения «гиреха», похожие на головоломки, называют «васвос» – «искушение». Потолки, карнизы, стены покрыты ажурным узором в стиле «васвос». Мастера на протяжении нескольких десятилетий трудились над созданием интерьеров театра. Примечательно, что резным ганчем в Ташкенте оформлены почти все станции метро. В этом проявляется стремление жителей сохранить традиции предков и свою культуру.

Памятники таджикской архитектуры сохранились в меньшей степени: природные стихии и завоеватели не были столь добры к образцам среднеазиатской архитектуры. На сегодняшний день археологи активно раскапывают и изучают территории, некогда занятые дворцами и городскими постройками. Так, на территории Хульбука, где когда-то была цитадель, исследователи обнаружили большое количество фрагментов резного штука и, более того, несколько целых панно. Эти находки позволили подвердить тот факт, что таджикские резчики по ганчу были не просто высококлассными мастерами своего дела, но в своей работе они нередко использовали цвет, расцвечивая резные панно, что позволяло им добиться особенного художественного эффекта.

Секреты ремесла передаются мастерами-ганчкорами из поколения в поколение на протяжении многих веков. Мастера, называемые в Таджикистане и Узбекистане «усто», традиционно проживали в отедельных квараталах города – «махалли».

Процесс резьбы по ганчу включает в себя несколько этапов:

  • Первым этапом является замешивание раствора ганча. Сухую смесь насыпают в воду в пропорции 2:3 и перемешивают.
  • Потом смесь заливают в форму в два слоя: первый твердый и быстро  застывает, второй более мягкий. Именно не него наносится рельеф.
  • Следующим шагом является разработка эскиза в масштабе 1:1. После прорисовки по контуру иглой делаются проколы для переноса эскиза на гипс.
  • Далее следует  перенос эскиза на плоскость гипса. Это делается с помощью любого красящего раствора и губки.
  • Пятый этап – непосредственно вырезание орнамента. Для этого применяются скальпель, нож и скребки. На этом этапе кусок гипса становится рельефом, наполняется смыслом, впитывает в себя историю, рассказанную мастером. Техника резьбы может быть разнообразной в зависимости от стиля и назначения изделия. Например, края рельефа делаются острыми или закругленными.
  • Заключительная стадия – окрашивание рельефа. Это, пожалуй, наиболее интересная для наблюдателей часть процесса.  Яркость красок, а также обработка поверхности специальными материалами в полной мере раскрывают замысел автора в полной мере.

Сегодня восточные мотивы резьбы по гипсу и ганчу все больше входят в моду и задают в ней тон. Европейские дизайнеры играют на контрастах, оформляя помещения заостренными арками, сквозной ажурной резьбой и колонны из гипса, добавляя в ощущение пространства больше колорита. Именно этим обусловлена и растущая популярность ресторанов и отелей в восточном стиле по всему миру. Но такой вид декора доступен и широкому потребителю, который хочет решить пространство своего дома, добавив в него восточную изюминку.

Читать статьи о лепнине