Статьи |
Резьба по гипсу в авторской скульптуре А.Е.Бардина |
Резьба по гипсу возникла в начале нашей эры в Средней Азии и получила наибольшее распространение в архитектуре Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Несложные орнаменты, нанесенные на сырую глину, дали начало целому виду декоративно-прикладного искусства — резьбе по ганчу. Ганч это природный материал, в составе которого содержатся глина и гипс. Эффект резного декора усиливался росписью, инкрустацией и позолотой.
В настоящее время резьба по гипсу используется в сочетании с традиционной лепкой, образуя смешанную технику. Ее сложность обусловлена тем, что рельеф наносится фактически на готовое изделие. Процесс создания таких работ делится на несколько этапов:
- Разработка концепции и эскиза панно, подбор необходимых материалов.
- Моделировка лепного орнамента в мягком материале.
- Черновая отливка в гипсе.
- Подготовка изделия к резным работам: перенос рисунка на панно, прорезка контура скальпелем.
- Проработка линий орнамента, снятие фасок.
- Снятие чистовой формы, отливка готового изделия.
- Покраска панно, декорирование гипса другими материалами.
Неоспоримое преимущество данной техники это чистота линий и гармоничность узора, а так же высокая детализация рельефа. Рассмотрим резьбу по гипсу на примере авторских работ нашего скульптора Александра Евгеньевича Бардина. Уникальность его стиля заключается в нетипичных сюжетах – эстетика жанра фэнтези воплощена им в сочетании кельтских орнаментов и готических мотивов. Наряду с гипсом он использует в своих работах дерево, холст, металл, кожу и расписывает их вручную.
Первое панно серии - «Дракула» - было создано Александром в 2008 году и представляет собой воплощенный в объеме графический рисунок автора. По лепному гипсовому барельефу был прорезан тончайший узор, представляющий собой стилизованные перепонки крыльев. Образ летящего с охоты вампира, несущего в лапах сферу, объединяет многие художественные и мифологические традиции. Панно придется по душе и любителям романа Брэма Стокера и поклонникам сумеречной саги.
«Кельтский крест» это работа иного характера. Она сочетает в себе традиции романского и готического искусства. От первого панно унаследовало форму ирландского христианского креста VIII века нашей эры, от второго – силуэт дракона. Практически вся плоскость выполнена в технике резьбы, что в полной мере отражает умение мастера превращать камень в кружево. Такой крест символизирует единство солнца, воздуха, воды и земли, а также замкнутость и цикличность.
«Вечный зов» выполнен в виде подсвечника в смешанной технике. Симметричная композиция с барельефом волка в центре обрамлена резными гипсовыми решетками, выполненными по традиционным кельтским мотивам. Работа состоит из трех самостоятельных элементов, размещенных на цельной подложке. В качестве фона может быть использовано дерево, зеркало или холст. Восточнославянская традиция связывает образ волка с богатым урожаем, культом Велеса и Лады, а встреча с ним считалась доброй приметой.
Резьба по гипсу открывает широкие возможности в декорировании интерьера. Традиционно резная вязь заполняет всю поверхность стен и обрамляет дверные и оконные проемы, но современная трактовка тяготеет к мелкой пластике. Она используется для создания отдельных предметов интерьера, будь то декоративные панно, часы, светильники, подсвечники, вентиляционные решетки или гипсовые 3d панели.
Читать статьи о лепнине