Статьи

Резьба по гипсу в авторской скульптуре А.Е.Бардина

 

Резьба по гипсу возникла в начале нашей эры в Средней Азии и получила наибольшее распространение в архитектуре Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Несложные орнаменты, нанесенные на сырую глину, дали начало целому виду декоративно-прикладного искусства — резьбе по ганчу. Ганч это природный материал, в составе которого содержатся глина и гипс. Эффект резного декора усиливался росписью, инкрустацией и позолотой.

В настоящее время резьба по гипсу используется в сочетании с традиционной лепкой, образуя смешанную технику. Ее сложность обусловлена тем, что рельеф наносится фактически на готовое изделие. Процесс создания таких работ делится на несколько этапов:

  1. Разработка концепции и эскиза панно, подбор необходимых материалов.
  2. Моделировка лепного орнамента в мягком материале.
  3. Черновая отливка в гипсе.
  4. Подготовка изделия к резным работам: перенос рисунка на панно, прорезка контура скальпелем.
  5. Проработка линий орнамента, снятие фасок.
  6. Снятие чистовой формы, отливка готового изделия.
  7. Покраска панно, декорирование гипса другими материалами.

 

Неоспоримое преимущество данной техники это чистота линий и гармоничность узора, а так же высокая детализация рельефа. Рассмотрим резьбу по гипсу на примере авторских работ нашего скульптора Александра Евгеньевича Бардина. Уникальность его стиля заключается в нетипичных сюжетах – эстетика жанра фэнтези воплощена им в сочетании кельтских орнаментов и готических мотивов. Наряду с гипсом он использует в своих работах дерево, холст, металл, кожу и расписывает их вручную.

mt:gallery:Резьба по гипсуПервое панно серии - «Дракула» - было создано Александром в 2008 году и представляет собой воплощенный в объеме графический рисунок автора. По лепному гипсовому барельефу был прорезан тончайший узор, представляющий собой стилизованные перепонки крыльев. Образ летящего с охоты вампира, несущего в лапах сферу, объединяет многие художественные и мифологические традиции. Панно придется по душе и любителям романа Брэма Стокера и поклонникам сумеречной саги.

mt:gallery:Резьба по гипсу«Кельтский крест» это работа иного характера. Она сочетает в себе традиции романского и готического искусства. От первого панно унаследовало форму ирландского христианского креста VIII века нашей эры, от второго – силуэт дракона. Практически вся плоскость выполнена в технике резьбы, что в полной мере отражает умение мастера превращать камень в кружево. Такой крест символизирует единство солнца, воздуха, воды и земли, а также замкнутость и цикличность.

mt:gallery:Резьба по гипсу«Вечный зов» выполнен в виде подсвечника в смешанной технике. Симметричная композиция с барельефом волка в центре обрамлена резными гипсовыми решетками, выполненными по традиционным кельтским мотивам. Работа состоит из трех самостоятельных элементов, размещенных на цельной подложке. В качестве фона может быть использовано дерево, зеркало или холст. Восточнославянская традиция связывает образ волка с богатым урожаем, культом Велеса и Лады, а встреча с ним считалась доброй приметой.

Резьба по гипсу открывает широкие возможности в декорировании интерьера. Традиционно резная вязь заполняет всю поверхность стен и обрамляет дверные и оконные проемы, но современная трактовка тяготеет к мелкой пластике. Она используется для создания отдельных предметов интерьера, будь то декоративные панно, часы, светильники, подсвечники, вентиляционные решетки или гипсовые 3d панели.

Читать статьи о лепнине